Модель танка IDF Tiran-4 конверсия T-54B

Модель танка IDF Tiran-4 конверсия T-54B model 1952 Trumpeter 1/35 от PEPS.

Производитель: Trumpeter Тип модели: Бронетехника Масштаб: 1/35
Т-54Б

Такая машина как Т-54/55 в представлении не нуждается. Этот танк стал символом противостояния Востока и Запада. Об этом танке написано множество статей и книг. По этому не буду отвлекаться на историю создания и боевое применение, а сразу перейду к модели.

Первые замеры основных геометрических размеров дали понять, что точность китайской модели мягко говоря хромает (причем на обе ноги). Судите сами: длина корпуса (без крыльев) на 6 мм больше истиной, зато ширина корпуса (без надгусеничных полок) меньше на 4 мм; сами надгусеничные полки шире чем нужно на 3 мм; высота корпуса на катках (без гусеницы) больше на 2 мм. Излишняя длина корпуса «потянула» за собой и размер лобовой плиты, которая на 4 мм больше, чем требуется. Башня на 1,5 мм ниже, ствол расположен по центру башни, хотя башня на Т-54/55 не симметрична. Пушка на танке смещена вправо на 50 мм (истинный размер), что в 35-м масштабе составляет 1,4 мм. Кто-то может возразить, что этими «мелочами» можно и пренебречь. Но, поверьте, смещение амбразуры пулемета и прицела почти на 1,5 мм на башне очень даже заметно. И это только основные размеры, но как раз эти-то размеры на модели очень трудно откорректировать. «Перепиливать» корпус вдоль и поперек – дело неблагодарное, проще изготовить корпус заново. Я решил пойти по пути наименьшего сопротивления и замаскировать «неправильные» размеры – исказив «чистые» обводы. Основными «исказителями» являются различные ящики, мешки с песком, навесная броня и т.д. С Т-55 этого добиться довольно просто – модернизаций было море: это и иракская «Энигма», и югославские Т-55 обшитые резиновыми экранами и обвешанные мешками с песком. А вот с Т-54 дело сложнее. В основном этот танк оставался в «классическом» виде. Единственной страной безжалостно «перекроившей» Т-54 оказался Израиль. Захватив у арабов несколько сотен Т-54/55, израильтяне принялись их активно модернизировать. Модернизация после 1973 года изменила внешний вид Т-54/55 практически до неузнаваемости. Так как в качестве единого орудия израильских танков использовалась английская пушка L 7 (вернее ее американский аналог M68), то эта пушка была установлена и на захваченных Т-54/55. Также Т-54/55 получили пулеметы «Браунинг» и 60-мм миномет. На танки устанавливались израильские средства связи, новые крылья, обвешивали машины канистрами и ящиками для хранения имущества танкистов и инструмента. Это как раз то что нам требуется для «маскировки» недостатков геометрии модели. Теперь, когда прототип выбран, можно приступать к изготовлению модели.
 
Итак, как выяснилось, на корпусе нас ждет самая трудная работа. Начнем с днища. На днище нужно доделать тоннель торсионов, сливные горловины и уголки усиления. Далее верхняя часть корпуса. Смотровые приборы механика-водителя явно переразмерены – торчат как глаза у жабы. Нужно уменьшить их высоту и выбрать изнутри лишние миллиметры. Теперь имитируем стекла триплексов автомобильной тонировочной пленкой, наклеенной на тонкий пластик. Сверху на смотровых приборах устанавливаем защитные крышки, которые изготавливаются самостоятельно. Теперь можно состыковать половинки корпуса и кормовую часть. Важным моментом является то, что ранний Trumpeter обычным клеем не клеится. Приходится использовать суперклей, что приводит к определенным трудностям при сборке. Стыковка деталей корпуса не идеальна – потребуется шпатлевка. Из-за неточности корпуса хромает и внешний вид надмоторной плиты. Неточно расположены решетки моторного отделения, да и форма их не совсем точна. Поэтому со всей пролетарской ненавистью спиливаем оные до основания. Радиаторные решетки переносим ближе к корме (смотри чертежи) и изготавливаем все заново. Сетку меняем на латунную – она выглядит более реалистично. Люки изготавливаем из медной фольги – их размеры также не точны. Вся «мелочевка» надмоторной плиты (ручки, головки болтов и т.д.) также изготавливаем самостоятельно. Теперь готовую деталь водружаем на место. На лобовой броне жидкой шпатлевкой имитируем фактуру брони. Основной этап доработки корпуса завершен.
 
Далее остались «мелочи жизни». Из глубоких запасников (спасибо коллегам) извлекаются раритетные запчасти «эсковского» Т-55 – израильские канистры, крылья, ящики для ЗИПа и пр. Передние «родные» крылья обрезаем, на их место устанавливаем израильские. Задние крылья дорабатываются под израильские. Полностью самостоятельно изготавливается крепеж передних и задних крыльев. Дорабатывается крепеж грязеотбойного щитка, ограждение фар и провода к ним. Кронштейны и проводка габаритных огней также изготавливается самостоятельно. Для большей копийности изготовлены бонки крепления ящиков ЗИПа и внешних баков. Не самая приятная операция – прокладка топливных магистралей от внешних топливных баков. Заново изготовлен бронеколпак выхлопа коллектора (на Т-54 он выглядел не так как на Т-55). Ручки на топливных баках и ящиках ЗИПа выполнены отдельными подвижными деталями. Также доделаны замки на буксирных крюках. В качестве троса была использована многожильная проволока, коуши «родные».
 
Отдельная песня – это ходовая часть. Катки выполнены отлично. Всего и делов-то слегка их «обтрепать». С самого начала я задумал установить на танке металлическую гусеницу. Но фирменная гусеница стоит дороже модели. Пришлось разжиться несколькими фирменными траками и пиратским способом отлить их из олова. Вот нужное количество траков и отлито, а их на «трумпитеровскую» модель потребовалось ни много ни мало, а 182 штуки (и это без «запаски»). Огромное достоинство фирменных траков, что отверстия под пальцы в них уже высверлены, а на «пиратских» - отсутствуют. По этому полтора месяца «горячих вечеров» (в полном смысле этого слова) были обеспечены. Почему «горячих»? Потому, что олово очень быстро нагревается от сверления. На каждый трак потребовалось около семи минут времени (это после приобретения необходимого навыка и наличия микродрели) – вот и прикиньте. Еще одним неприятным сюрпризом стало полное нежелание готовой гусеницы налазить на китайскую звездочку. Все на борьбу с пиратством и китайским ширпотребом!!! Выяснилось, что китайцы звездочку переразмерили. Пришлось доставать «эсковскую». После этого все прошло как по маслу. Но зато пришла новая беда – 3 мм между последним катком и звездочкой по левому борту. Ну да этим пришлось пожертвовать в угоду «естественному» провису и полной копийности.
 
После проблем с корпусом – башня дорабатывается, как песня поется. Поднять башню на 1,5 мм – элементарно. Сместить ствол на 1,4 мм – тоже не проблема. Немного терпения и аккуратности потребует изготовление водоотбойных щитков амбразур прицела и курсового пулемета.. Главное – не забыть сами амбразуры разместить согласно чертежа. Далее, опять же, доработка под израильский вариант и новая перетруска «эсковских» запасов (ствол, антенные вводы, ящик имущества экипажа, канистры). Наконечник ствола был срезан и заменен на новый. На командирской башенке доработаны смотровые приборы. Добавлены ручки на люках, ящик ЗИПа по правой стороне башни изготовлен самостоятельно (согласно чертежам). Ограждение и крепление 60-мм миномета также самодельное. Пулеметы взяты из наборов американской техники, крепления и стойки изготовлены самостоятельно. Антенны установлены на пружинках от пъезоэлектрических зажигалок, что позволяет отклонять их в любом направлении.
 
Остальные мелочи дорабатывались согласно доступных чертежей и фотографий. Экипаж и «Узи» также отлиты пиратским способом. За основу взяты фигурки от Верлиндена. Процесс покраски и тонировки я описывать не буду. Всем он до боли знаком и заезжен до безобразия.
 
Вывод: Модель Т-54/55от Trumpeter не балует точностью размеров, а следовательно и копийностью. Но это одна из наиболее доступных по цене моделей знаменитого танка. Trumpeter выпускает модель Ti-67, но пластика я в руках не держал. Судя по моделям китайских танков «тип 59» и «тип 69» туда просто добавлена плата с деталями израильской конверсии. По этому чем больше мелочей Вы доделаете на своей модели, тем меньше критики обратят внимание на геометрические неточности. Желательно при работе с этой моделью иметь под рукой некоторое количество наборов запчастей для доработки.
 
Автор ни в коем случае не навязывает свою точку зрения по данной модели уважаемым коллегам – это абсолютное субьективное мнение. Прошу прощения у коллег за качество фото-это моя первая модель отснятая цифрой. Переснять уже не могу , модель уехала к новому хозяину.
 
Источники информации:
 
1. Шумилин С.Э. Т-54/55 Советский основной танк в 2-х частях, Военно-техническая серия №№ 102,103, 1998.
2. Michael Maass. IDF Tiran-4 (T-54); Tiran-5 (T-55); Tiran-6 (T-62), Warmachines #10: Military Photo file, Verlinden Publications.
3. T-54/55 variants in detail,WWP
4. Military Modelling: may, june 1987
5. Чертежи Т-55А В.Левковича из М-Хобби №5.
 
 
 
 
 
 
 

Обсуждения (0)

Please login to leave a comment.

Top