5.0/5 rating 1 vote

Обзор модели ракеты Х- 22 (AS- 4 Kitchen) 72196 Amodel 1/72 от Bams

Х-22
Производитель: A-Model Тип обзора: Обзор Самолета Масштаб: 1/72 Автор: Bams

Продолжая тему крылатых ракет от Amodel, предлагаю Вашему вниманию обзор авиационной крылатой ракеты Х-22. 

Историческая справка.

На рубеже 1950-60гг в Советском Союзе назрела необходимость создания новых ракетных комплексов. В связи с качественно новым уровнем систем ПВО вероятного противника, ракеты КС-1, КСР-2 (КСР-11) уже не могли гарантированно преодолевать их заслон и поражать предполагаемые цели. 17 июня 1958г вышло Постановление правительства №426-301 о разработке нового ракетного комплекса К-22 в составе носителя Ту-22К и авиационной крылатой ракеты Х-22 «Буря». Разработкой носителя занималось ОКБ Туполева, а ракетой ОКБ-155(КБ МиГ) и Дубненское машиностроительное КБ «Радуга». В разработке было принято наименование Д-2, как вторая разработка дубненского ОКБ. В связи с возросшими требованиями к прочности и надёжности ракеты, авиационные технологии и материалы в производстве отошли на второй план: сигарообразный корпус ракеты изготавливался из высокопрочных сталей и титановых сплавов. Основным способом сборки была сварка. Для достижения высоких сверхзвуковых скоростей и высот был применён жидкостный реактивный двигатель Р201-300 (С.5.44) .В качестве топлива использовались синтетическое горючее ТГ-02 («трофейное горючее»- рецепт горючего позаимствован у немцев) и окислителя на основе азотной кислоты. Двигатель имел двухкамерную конструкцию, каждое сопло которого было оптимизировано под конкретные параметры полёта ракеты. Конструкционно фюзеляж состоял из четырёх отсеков. Крылья были многолонжеронной конструкции с толстостенной обшивкой. Консоли оперения цельноповоротные (кроме подфюзеляжного складного киля).

Первоначально заказ выдали на три варианта ракеты: Х-22 с радиолокационным наведением, Х-22 «ПСИ» с инерциальным наведением для атаки целей с известными координатами и противолокационной Х-22П. Испытания и доводка продолжались в течение нескольких лет. Комплекс К-22 приняли на вооружение в 1967г; К-22 «ПСИ» - в 1970г. В связи с трудностями в обеспечении применения противолокационной Х-22П, её испытания продолжались до 1973г. Серийные Х-22П появились только в 1976г, но массовыми не стали.

Х-22 могла снаряжаться сменной боевой частью: фугасно-кумулятивная массой 950кг или ядерной мощностью 200кт.

На момент принятия на вооружение ракета Х-22 была практически несбиваема: скорость до 3,44Мах (3710 км/ч) и высота до 22500м. Дальность применения до 350км.

Комплекс К-22 в составе ракетоносцев Ту-22К (КП) и ракет Х-22 стоял на вооружении трёх полков: 121-й Севастопольский ордена Красного Знамени ТБАП (Мачулищи), 203-й Орловский ТБАП (Барановичи) и 341-й ТБАП (Озёрное).

В 1967г ВВС подготовили требования к модернизации комплекса. «Малой кровью» обойтись не удалось, что привело к созданию нового ракетоносца Ту-22М и ракеты соответственно Х-22Н, Х-22НА и Х-22НП, при этом модернизировали систему наведения, двигатель и облегчённой до 630кг боевой частью. Ракета получила возможность наведения и пуска с разных высот, а траектории пуска различались высотой и маршевой скоростью. Вероятность поражения цели оценивалась в 0,8-0,9.

Первые Ту-22М несли лишь одну ракету на подфюзеляжном держателе БД-45Ф, последующие варианты могли нести до трёх ракет с использованием крыльевых держателей БД-45К, но такой вариант перетяжелял машину и широкого распространения не получил.

Авиационно-ракетный комплекс К-22М принят на вооружение в августе 1976г. В комплексе могли применяться новые Х-22Н, так и старые, получившие обозначение Х-22М. Противолокационные ракеты Х-22НП/МП не нашли применения на Ту-22М2 и Ту-22М3 из-за низкой эффективности и надёжности. Также выпускались учебные контейнеры- имитаторы в корпусе Х-22 .

В 1974г началось перевооружение полков Дальней Авиации и Авиации Военно-морского флота на комплекс К-22М. Лидерным в АВМФ стал 540-й МРАП 33-го учебного центра (Николаев), в ДА - полтавский 185-й гвардейский Кировоградско - Будапештский Краснознамённый ТБАД (командир- полковник П.С.Дейнекин). В разное время комплексом К-22М было вооружено до двух десятков полков ДА и АВМФ.

Ракеты Х-22Н применялись также и на доработанных Ту-22К. В 1987г на вооружение принят авиационно-ракетный комплекс К-95-22 ,в качестве носителя применялся Ту-95К-22. Данный комплекс состоял на вооружении двух полков: 182-й гв. ТБАП (Моздок) и 1226-й ТБАП (Семипалатинск), но, в связи с перевооружением на более современные Ту-95МС, большего распространения не получил.

Комплекс К-22М продолжает оставаться на вооружении ДА и авиации ВМФ России.

Модель.

Традиционно состоит из трех литников.

Первый: детали ракеты, подфюзеляжный гребень и оперение. Отлиты качественно, расшивка тонкая и аккуратная, воспроизведены всевозможные лючка, замки и узлы навески крыльев. Некоторые дефекты легко устраняются шлифовкой. Крылья и оперение тонкие, но можно немного ещё сошлифовать. Подфюзеляжный киль можно вклеить в убранном и выпущенном положении. На подфюзеляжном гребне воспроизведено такелажное отверстие. Облоя фактически нет и затруднений в сборке не предвидится. На внутренней поверхности сделаны направляющие штифт и отверстие, чего ранее не замечал.

Второй: детали тележки. Качество также хорошее, отдельно сделаны рама тележки, ложементы под ракету и задняя подвеска с элементами гидравлики. Штоки гидроцилиндров лучше изготовить из инъекционных игл.

Третий идентичен модели КСР-5

Общие размеры модели соответствуют реальным данным в 72-ом масштабе.

Инструкция даёт представление о сборке, но недостаточно освещает все нюансы в окраске моделей. Кроме того, расположение технических надписей необходимо корректировать по фотографиям.

Декаль заслуживает внимания: всё дело в том, что техничка исполнена чёрной, а в жизни она синяя. Лечению не подлежит: доктор сказал в морг - значит в морг. Как вариант- Authentic Decals выпускает декаль на Ту-22М3, где есть и синяя техничка на ракету.

Вывод: при незначительном приложении рук и некотором вливании средств, можно получить достойную модель в свою коллекцию.

При написании использована серия статей «Советские авиационные крылатые ракеты» В.Марковского и К.Перова из журнала «М-Хобби» и личные архивы.

Дата создания

07 Июнь 2010

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.