0.0/5 оценка (0 голосов)

Обзор модели самолета Hawker Hunter F.Mk.6 04727 Revell 1/32 от Лекаря

Hawker Hunter
Производитель: Revell Тип обзора: Обзор Самолета Масштаб: 1/32 Автор: Лекарь

На Новый Год дед Мороз и мои драгоценные снегурочки, сделали мне приятный сюрприз. Утром, под елкой, меня ждала большая коробка и когда я ее развернул, то не поверил своим глазам. Снегурочки были расцелованы и я, наскоро позавтракав, умчался на свое рабочее место рассматривать  Hawker Hunter F.Mk.6 от Revell в масштабе 1/32. Но сначала немного истории самого самолета.

История.
Британская фирма "Хоукер", прославившаяся в годы Второй мировой войны своими поршневыми истребителями, сконструированными талантливым авиационным инженером Сиднеем Кэммом, в первые послевоенные годы сильно "задержалась на старте" при переходе к реактивной технике. В 1947 г., когда большинство британских авиационных компаний уже вовсю строили и проектировали самолеты с турбореактивными двигателями (ТРД), "Хоукер" запустила в серию свой последний истребитель с поршневым мотором, знаменитый "Си Фьюри". Несмотря на свою очевидную моральную устарелость, он прекрасно зарекомендовал себя в нескольких локальных войнах, в том числе в корейской. Выпущенный в количестве 860 экземпляров, "Си Фьюри" был единственным типом самолета, строившимся фирмой "Хоукер" во второй половине 1940-х гг.
Вместе с тем, на самом деле еще с конца 1942 г. Кэмм начал работать над созданием реактивных машин В 1944 г. под руководством Кэмма было разработано несколько проектов истребителей и бомбардировщиков с новым двигателем В.41 - будущим "Нином", в частности, два эскизных проекта истребителей, Р. 1035 и Р. 1040. Оба они представляли собой однодвигательные самолеты с прямым крылом (относительной толщиной профиля в 9,5%). Основным отличием их стал принципиально новый фюзеляж с установкой ТРД в его средней части, за пилотской кабиной. Воздухозаборники двигателей разместили в корневых частях крыла. На Р. 1040 предполагалось применить новейшее по тому времени достижение в области реактивного двигателестроения - форсажную камеру. В конце 1945 г. проект Р. 1040 основательно переработали. От применения камеры пришлось отказаться из-за недопустимо высоких потерь тяги при отключенном форсаже. Вместо нее на самолете предусмотрели необычное раздвоенное сопло с выходом газов сразу за задней кромкой крыла. Это придавало однодвигательной машине облик двухдвигательной.
Первоначально проектирование Р. 1040 осуществлялось на деньги фирмы, в частном порядке. ВВС не заинтересовались машиной, полагая, что она не имеет серьезных преимуществ перед выпускаемым серийно и уже освоенным строевыми летчиками "Метеором". Тогда самолет предложили флоту как потенциальный палубный перехватчик. В январе 1946 г. проект переработали с учетом специфики эксплуатации на авианосцах. Моряки заказали четыре опытных образца и подготовили фактически под уже готовый проект задание N.7/46. Финансирование работы заказчиком значительно ускорило постройку опытного образца, начатую еще в конце 1945 г. Самолет совершил свой первый полет на аэродроме Боскомб-Даун уже 2 сентября 1947 г. После доводки в марте 1953 г. этот истребитель под названием "Си Хок" был принят на вооружение Флота Ее Величества.
Несмотря на коммерческий успех "Си Хока", заказы на который стали поступать и из-за рубежа, Кэмм понимал, что Р. 1040 является во многом компромиссным и устарел, едва появившись на свет, из-за своего прямого крыла. Поэтому после выпуска первых 35 экземпляров фирма "Хоукер" передала программу серийного производства (вместе со всеми проистекавшими отсюда проблемами) заводу "Армстронг-Уитворт" в Ковентри с тем, чтобы освободить мощности для создания более совершенных машин  В сентябре 1948 г. фирма изготовила полноразмерный макет нового истребителя, в целом одобренный военными. Через два месяца "Хоукер" уже получила контракт от ВВС на изготовление трех опытных образцов, двух с двигателями AJ.65 и одного - с "Сапфиром". К этому времени завершили продувку моделей самолета в аэродинамической трубе. На основе ее результатов подобрали оптимальную форму крыла и оперения. К весне следующего года компоновка машины окончательно определилась. Конструкторы начали готовить рабочие чертежи. С декабря 1949 г. приступили к изготовлению оснастки для выпуска опытных образцов.  
В апреле 1950 г. была практически готова носовая часть первой машины. Затем последовал перерыв: в министерстве авиации сочли, что вес вооружения чрезмерно велик, и попытались вернуться к вариантам с четырьмя 20-мм пушками или двумя калибра 30 мм. Но Кэмм убедил заказчиков в правильности своего решения. Более того, боекомплект каждой пушки увеличили со 130 до 150 снарядов. Осенью в опытном цехе параллельно шла работа сразу на трех образцах нового самолета.
За прошедшее с начала проектирования время в мире многое изменилось. После начала военных действий в Корее 25 июня 1950 г. руководство английских ВВС убедилось, что Великобритания не готова к ведению серьезной воздушной войны в "реактивный век". Единственным доведенным до необходимой степени надежности реактивным истребителем в Англии был Глостер "Метеор", машина с прямым крылом, маломаневренная и недостаточно скороподъемная, морально устаревшая и не имевшая никакой возможности бороться с советскими МиГ-15, на которых летали в Корее советские, китайские и корейские пилоты. Печальный боевой опыт австралийских летчиков, пытавшихся воевать на "метеорах" в составе сил ООН, показал, что этот самолет нуждается в срочной замене. Наиболее перспективным кандидатом для этого виделся Р. 1067 фирмы "Хоукер".
В октябре 1950 г. руководство Королевских ВВС отдало "Хоукер" распоряжение о скорейшей подготовке серийного производства нового самолета. Машину хотели строить одновременно на двух заводах - "Хоукер" и "Армстронг-Уитворт". Каждый должен был выпустить по 200 машин. 14 марта следующего года подписали контракт на производство 113 самолетов.
Прошло чуть более четырех месяцев, и 20 июля 1951 г. с аэродрома Боскомб-Даун поднялся в воздух первый опытный образец нового истребителя, окрашенный целиком в бледно-зеленый цвет, с регистрационным номером WB188. Им управлял новый шеф-пилот фирмы Невилл Дьюк. Полет длился около 40 минут.
Затем испытания велись в Фарнборо и Дансфолде. К началу сентября машина налетала около 11 часов.Каплевидный сдвижной фонарь обеспечивал летчику прекрасный обзор вперед, в стороны, вверх и вниз, а вот назад он был недостаточен, что повлекло за собой разработку и установку нового, более высокого, фонаря кабины. И все равно смотреть назад пилоту на "Хантере" мешал развитый гаргрот, в котором размещались тяги управления. В этом отношении английский истребитель существенно уступал МиГ-15 и "Сэйбру". При резком пикировании фонарь запотевал, но и с этой проблемой удалось справиться. Несмотря на достаточно узкий фюзеляж, кабина самолета получилась удобной, эргономичной и даже более просторной, чем у последних поршневых и первых реактивных истребителей. Так постепенно избавлялись от одного дефекта за другим. В апреле 1952 г. самолету официально присвоили имя "Хантер" ("Охотник").
5 мая 1952 г. в воздух поднялся второй опытный образец. Он с самого начала имел серийный двигатель "Эйвон", полный комплект вооружения и радиодальномер. Последний, третий, опытный экземпляр "Хантера" взлетел 30 ноября. От второго он отличался двигателем "Сапфир" и должен был стать образцом для серийного производства на заводе "Армстронг-Уитворт". Все три машины испытывались параллельно. Летали на них Н. Дьюк, А. Бэдфорд и Ф. Мэрфи.
В том же году Кэмм начал в инициативном порядке проектировать самолет Р. 1083 - сверхзвуковой вариант "Хантера" с более тонким и более стреловидным крылом и форсированным двигателем "Эйвон". Но в середине следующего года эта программа была закрыта.
"Хантер" запускался в производство параллельно в двух модификациях с разными двигателями. Одну должен был строить завод "Хоукер", а другую, по лицензии, - предприятие "Армстронг-Уитворт". 16 мая 1953 г. Фрэнк Мэрфи поднял в воздух первый серийный "Хантер", собранный заводом "Хоукер". Самолет модификации F.1 был оснащен ТРД Роллс-Ройс RA.7 "Эйвон" (100-й серии) с тягой 3400 кг.
К началу 1954 г. завод сдал уже двадцать таких истребителей, но все они использовались исключительно для различных испытаний и ознакомления с новой машиной строевых летчиков.
Всего на заводах "Хоукер" в Кингстоне и Блэкпуле построили 139 самолетов модификации F.1 с двигателями "Эйвон", которые поступили на вооружение четырех истребительных эскадрилий Королевских ВВС. Еще 45 аналогичных машин типа F.2 выпустил завод фирмы "Армстронг-Уитворт" в Ковентри, ими перевооружили еще две эскадрильи.
"Хантер" типа F.3 существовал в единственном экземпляре. Это был первый опытный образец, доработанный для рекордных целей. Его оснастили форсированным "Эйвоном" с тягой 4354 кг, подфюзеляжным воздушным тормозом и более заостренным носовым обтекателем. 7 сентября 1953 г. Н. Дьюк на нем установил новый мировой рекорд скорости -V 1164,2 км/ч. Зато последующие модификации выпускались в значительных количествах.
В начале 1954 г. "Хоукер" начала экспериментировать с подвесными баками и убедилась, что они не оказывают вредного влияния на летные данные и управляемость самолета. Под крылом появились пилоны, на них можно было нести сбрасываемые топливные баки, бомбы или ракеты. Позже в удлиненных носках крыла разместили восемь небольших баков, увеличивших внутренний запас горючего.
Начиная со 114-го самолета на заводе в Кингстоне стали строить машины типа F.4, на которых и внедрили эти усовершенствования. Первый такой истребитель поднялся в воздух 20 октября 1954 г. С января следующего года такие же начали выпускать и в Блэкпуле.
Начиная со 157-го самолета модификации F.4 вместо двигателя "Эйвон" 115 стали ставить усовершенствованный "Эйвон" 121. На нем для борьбы с помпажем применили в компрессоре двигателя створки перепуска воздуха и отсечку топлива от камеры сгорания при стрельбе. Эти меры не решили проблему полностью, но несколько улучшили положение.
Размещение всех четырех пушек на едином легкосъемном лафете оказалось весьма удачным. При подготовке самолета к повторному вылету лафет с закончившимся боезапасом попросту снимался, вместо него подвешивался новый, заранее снаряженный. На всю процедуру уходило менее 10 минут. Самолет был оборудован радиодальномером для определения дистанции до цели, и обычным гироскопическим прицелом.
Центробежные компрессоры ранних британских турбореактивных двигателей были устойчивы к помпажу, но "Эйвон", первый английский ТРД с осевым компрессором, сильно страдал от этого опасного явления, возникавшего при возмущении потока на входе в двигатель и снижении содержания в нем кислорода. При помпаже из сопла двигателя выбивало огромный факел пламени, после чего ТРД часто глох.
Но по-настоящему победить помпаж удалось, только применив ТРД RA.14 (он же "Эйвон" 200-й серии), на котором существенно переделали компрессор. 22 января 1954 г. Дьюк поднял в воздух опытный образец новой модификации "Хантера", Р.1099, позднее получившей обозначение F.6. Ее основным отличием стал двигатель "Эйвон" 200-й серии с тягой 4535 кг. На "шестерке" систему запуска ТРД от пиропатрона заменили на стартер на жидком топливе - изопропилнитрате.
На "Хантере" F.6 удалось также повысить эффективность его вооружения. Ранее пушки, расположенные значительно ниже осевой линии самолета, вызывали при стрельбе значительный момент на пикирование: открывая огонь, самолет немедленно делал "клевок" носом, так что говорить о какой-либо прицельности стрельбы не приходилось. Для устранения этого недостатка предлагались самые разные решения, в том числе такой абсурд, как отстрел специальных грузов (!) вверх из хвостовой части самолета при открытии огня из пушек. Выход нашелся в применении старого, неоднократно опробованного способа. На концы стволов установили дульные компенсаторы по типу того, который применялся в автомате Томпсона. "Хантер" наконец превратился в устойчивую стрелковую платформу. Правда, при этом несколько возросли масса оружия и лобовое сопротивление машины.
Серийный выпуск F.6 начали в 1956 г. За короткий срок английские заводы достигли пика производительности - ежемесячно сдавали около 20 "хантеров". Всего в Кингстоне и Ковентри в 1956 - 1957 гг. было построено 415 экземпляров F.6, но лишь 383 из них поступили на вооружение британских Королевских ВВС. В связи с сокращением оборонных расходов в 1957 г. остальные самолеты этого типа переделали в экспортную модель F.56 и продали в Индию. В середине 1950-х гг. "Хантеры" начали поставляться из Англии на экспорт. 29 июня 1954 г. шведское правительство заключило с "Хоукер" соглашение о покупке 120 самолетов. Через четыре дня после шведов заказ на 30 истребителей выдала Дания. В 1955 г. Перу приобрела 16 снятых с вооружения в Англии F.4 ранних серий. Несколько экспортных вариантов имела и модификация F.6. Первой к этой машине проявила интерес Индия.  В апреле 1956 г. группа индийских летчиков-испытателей и инженеров прибыла в Дансфолд для ознакомления с F.4 и F.6. Выбрали "шестерку". В июле следующего года ВВС Индии заказали 160 "Хантеров". Модель F.56 отличалась от базовой только наличием тормозного парашюта. В 1957 г. Швейцария объявила конкурс на новый истребитель для своих ВВС. "Хантер" F.6 победил в нем, успешно пройдя сравнительные испытания с многими своими "одноклассниками", в том числе - и по боевому применению оружия.
Строевые летчики очень любили и ценили "Хантер" как самолет не слишком требовательный к технике пилотирования, входивший в штопор лишь вследствие грубых ошибок при полете на малой скорости или на больших углах атаки, надежный и обладавший большой огневой мощью. Вывод из штопора не представлял проблемы даже для неопытных летчиков. Благодаря достаточно высокой для своего времени тяговооруженности, "Хантер" мог быстро выходить на рубеж перехвата, в то время как его низкая нагрузка на крыло позволяла вести воздушный бой на виражах на малой высоте практически с любым перехватчиком или истребителем завоевания превосходства в воздухе, серийно выпускавшимся в то время, кроме, быть может, советского МиГ-17. Правда, с неудовлетворительной управляемостью по тангажу на больших высотах и числах Маха британским конструкторам так и не удалось справиться до конца; помимо того, в скоростном пикировании давала о себе знать недостаточная площадь вертикального оперения - самолет был в некоторой степени подвержен колебаниям типа "голландский шаг". Доработки требовал воздушный тормоз, а также фонарь кабины с ограниченным обзором назад.
В течение всей своей пятнадцатилетней карьеры в первой линии Истребительного командования Королевских ВВС "Хантер" так ни разу не был использован в той роли, для которой он создавался. В качестве перехватчиков "Хантеры" служили до начала 1960-х гг. С декабря 1959 г. их постепенно стали вытеснять "лайтнинги". Последнюю эскадрилью, 92-ю, начали перевооружать на эти машины в апреле 1963 г.
Кроме Великобритании, "Хантеры" состояли на вооружении еще в 19 странах. Некоторые из них неоднократно перепродавались и закончили свою карьеру в небольших государствах "третьего мира". Кое-где английским истребителям пришлось поучаствовать в локальных войнах или внутренних вооруженных конфликтах.
В своей основной ипостаси - перехватчика объектовой ПВО - "Хантер", несмотря на то, что он "опоздал родиться", имел два неоспоримых достоинства: высокую скороподъемность и мощное вооружение. С другой же стороны, отсутствие радиолокатора и небольшой запас топлива сильно снижали его боевой потенциал: при ошибках или отсутствии наведения с земли на цель "Хантер" первых серий имел мало шансов перехватить более одного бомбардировщика за боевой вылет. Затянувшаяся доводка и лечение "детских болезней" самолета сделали его морально устаревшим уже к моменту принятия на вооружение усовершенствованных боковой стенке верхней крышки коробки. Приятная деталь – большинство моделей модификаций.

Модель

Сама модель в далеком, то-ли 2004, то-ли 2005, точно уже не помню и посмотреть негде (старые каталоги у родителей, далеко), была признана моделью года в своем классе и отмечена наградой и соответствующий значок присутствует в каталоге  Revell на фотографии коробки. Это несомненно добавляет интерес к качесву самой модели.

Коробка.

Как и все германское, отличного качества. Сделана из хорошего и плотного картона с четким рисунком, с хорошими фотографиями самой модели на Revell пакуются в коробки, которые открываются сбоку, что в процессе сборки и работы с моделью не очень удобно. В случае с Hawker Hunter F.Mk.6 от  Revell коробка состоит, как у большинства зарубежных производителей, из двух частей: верхней и нижней, что, собственно, очень удобно для дальнейшей работы. Единственный недостаток упаковки данной модели – слишком большое внутреннее пространство и получается наполовину пустая и будет неоправданно много места занимать в закромах, дожидаясь момента сборки.

Дата создания

13 Январь 2009

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.