Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Недавно один из знакомых спросил меня, как рисовать декали. Ну, я и написал ему небольшую инструкцию, как это обычно делаю я.

Спустя какое-то время еще один товарищ обратился с тем же вопросом. Вот и посетила меня мысль, что вместо того, чтоб каждому по отдельности рассказывать одно и то же, стоит, наверно, изложить это один раз, но для всех. Вдруг моя инструкция пригодится еще кому-то.

Кто-то скажет, зачем раскрывать тайны ремесла. Но я размышляю следующим образом. Во-первых, даже зная технологии, вряд ли все дружно кинутся рисовать декали. Ну один, ну два, может три… Но чтоб все дружно, то это вряд ли. Так что мне работы хватит на долгие годы вперед. Во-вторых, не такое уж это легкое дело, чтоб кто-то все бросил и начал заниматься только рисованием декалей. Я вот этим занимаюсь не на постоянной основе, а в свободное от работы время. И уж точно этим на жизнь не заработаешь. Так, подработка, небольшая прибавка к зарплате. А конкурировать в области декалерисования довольно сложно, так что без приработка не останусь. В-третьих, чтобы заниматься рисованием декалей, все-таки надо иметь определенные навыки в компьютерном дизайне, по меньшей мере, быть знакомым с работой в программах векторной и растровой графики. К примеру, до того, как я начал рисовать декали, я уже проработал порядка десяти лет дизайнером в периодических СМИ и знаком с такими программами, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и CorelDraw. Как раз эти навыки мне и помогли с некоторыми корректировками под технологические особенности шелко-трафаретной печати перейти к рисованию декалей. И вот я уже года три занимаюсь рисованием декалей. Потому мой обзор в первую очередь ориентирован на тех, кто уже имеет хоть какие-то навыки работы в программах компьютерного дизайна, чтобы не разжевывать все подробно. Потому нюансов работы с самими программами касаться не стану. Только то, что связано с процессом рисования декалей.

Конечно, я не стану утверждать, что мой метод самый правильный и оптимальный. Наверняка есть приемы и способы более оптимальной работы. Но кто-то, возможно, почерпнет что-то новое. А кто в этом деле новичок, узнает что-то полезное.

Работаю в CorelDraw. Не совсем идеальная программа, но так сложилось исторически, что первые заказы были именно с использованием этой программы, остальные заказчики не противились ее использованию, так и продолжаю работать в этой программе. Разве что конечный вариант приходится каждый раз согласовывать с версией программы заказчика, поскольку CorelDraw имеет неприятный нюанс – более ранние версии не открывают файлы, сделанные в более поздних версиях. У программы есть и другие неприятные особенности. В частности, имеет привычку в неподходящий момент глючить, из-за чего рабочий файл оказывается поврежденным и бывает, что больше не открывается. Потому имею в своей привычке многократное дублирование рабочих файлов на разных этапах работы, чтобы иметь возможность восстановить работу на любой из стадий.

Рассмотрим все этапы работы по отдельности.

Сбор материалов
Поиск чертежей, фото, боковиков. Невозможно знать все и во всем быть экспертом. Кто-то хорошо разбирается в сборе информации, ну я рисую. Потому обычно работаю с кем-то в паре, кто в данной теме хорошо разбирается. В принципе, один из моих постоянных экспертов относительно авиации ВМВ является Александр Ручковский. Его знания советской, британской и ленд-лизовской техники часто меня выручали. В отдельных случаях помогали другие коллеги. Все их имена присутствуют на инструкциях к декали в разделе благодарностей. А основной консультант указан на обложке к декали, как соавтор.

Чертежи обычно предварительно чищу от мусора сканирования в PhotoShop, делаю контрастнее и убираю лишнее, типа текста и сечений. Иногда приходится переводить из GIFF, TIFF. BMP в JPG.

Рисование схемы
Сначала импортирую чертеж в CorelDraw. По информации в Wiki или с сайта Уголок неба перевожу длину и размах в нужный размер. Рисую прямоугольник с полученными параметрами и подгоняю чертеж под размеры. Поскольку точное совпадение не требуется, то +- 1-2% не существенны.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Кстати, перепробовав кучу чертежей, пришел к выводу, что совершенно точных или правильных чертежей в природе попросту не существует. Достаточно взять несколько чертежей на один и тот же ЛА, подогнать под один размер и наложить друг на друга, чтоб в этом убедиться. Любые чертежи рисуют люди, а людям все-таки свойственно ошибаться. Добавьте сюда погрешность сканирования, и получаем полный бардак. Самое часто встречающееся явление – половины чертежа не симметричны оси. Согласитесь, не совсем логично, когда правая и левая плоскости крыла имеют разную длину или стреловидность, но в чертежах такое встречается сплошь и рядом. Был у меня еще случай с А-20 Boston, когда передняя кромка крыла имела обратное V, хотя должна была быть строго перпендикулярна оси. Вот с тех пор имею очень скептическое мнение относительно чертежей. Впрочем, верить чертежам или не верить, это дело каждого. Навязывать своего мнения не стану.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Кстати, чтобы нарисовать на крыло Бостона дорожку для хождения, мне прислали скан крыла модели МРМ, и по этому скану я эту дорожку и рисовал. А по чертежу нарисовать дорожку правильно не получалось по указанной ранее причине – слишком кривые чертежи.

По импортированному чертежу рисую векторную схему. Поскольку CorelDraw, как уже писал ранее, программа не слишком надежная, то разные этапы работу предпочитаю на всякий случай разделять на отдельные файлы. Как минимум, отдельно два шаблона - схема и стандартный камуфляж, а каждый отдельный вариант рисую отдельно.

Нюанс: Чтобы не путать, какой элемент чертежа уже нарисован, а какой еще нет, я в программе по умолчанию задал цвет линий зеленый. В принципе, можно задать любой другой цвет, отличный от белого и черного, просто зеленый мне не режем глаз. Но каждый может подобрать для себя любой удобный ему цвет. Ширину линий без изменения параметров задана по требованию заказчика для макетов инструкции - 0,12 мм. Но это зависит от заказчика. Бывают и другие параметры линий.

Рисование стандартной схемы камуфляжа

По готовой схеме в отдельном файле рисую стандартный камуфляж. Если на конкретный вариант камуфляж не разобрать, то оставляю стандартный. Если по фото конкретного борта можно разобрать линии камуфляжа, то при рисовании вариантов камуфляж рисуется по фото. Но подробнее об этом чуть позже.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Что касается стандартного камуфляжа, то, в частности, очень часто на британской авиации ВМВ камуфляж практически на всех бортах имеет стандартную схему. В принципе, это в полной мере относится и к американской авиации. Советская авиация начала войны не сильно отличалась схожестью, потому желательно смотреть на фото конкретного борта. Вот ленд-лизовская техника поверх стандартного британского или американского камуфляжа могла иметь такие замысловатые советские закрасы-перекрасы, что без помощи эксперта в данной области разобраться крайне непросто.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Стоит также учесть, что практически все фото тех времен черно-белые, потому любые трактовки цвета камуфляжа имеют определенную условность и могут быть разногласия во взглядах. Потому сложно найти совершенно совпадающие боковики одного и того же борта. И по этой причине к любым боковикам стоит относиться с определенной долей скептицизма, т.е. не верить безоговорочно нарисованному боковику. Боковик – это видение окраски самого автора, рисовавшего боковик, но не всегда оно соответствует действительности.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Проекции сверху и снизу рисую только в шаблоне стандартного камуфляжа, поскольку обычно на всех вариантах одного ЛА опознавательные знаки обычно наносятся примерно одинаково, видов сверху и снизу обычно редко бывают на каждый вариант отдельно, потому достаточно нарисовать один раз. Разве что если есть существенные отличия, то рисую виды на верх и низ отдельно. Потому при работе с отдельными вариантами обычно рисую только боковые виды.

Рисование конкретных вариантов и бортов
Из шаблона с камуфляжем уже рисую конкретные борта. Каждый в отдельном файле. Не знаю, возможно, другие способы лучше, но я пользуюсь таким образом. Каждый макет я разделяю на три страницы: первая сборка камуфляжа, схемы и всех элементов, вторая - отдельно схема, третья - только камуфляж. Насколько я знаю, другие пользуются слоями, но мне удобнее так. Так я могу вносить правки отдельно в камуфляж и схему, группировать их и собирать все вместе на первой странице. Не люблю, когда что-то мешает, потому работа со слоями мне не очень нравятся. На четвертой странице беру только контур схемы, под который подгоняю изображение рисуемого варианта.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Нюанс: обычно, если дело касается ВМВ, то обычно есть изображение только одного бока самолета. Поэтому рисую только его, чтобы не фантазировать на свободную тему. Именно этот вид и идет в инструкцию, без разницы, правый это вид или левый. Обычно фотографируют левый бок, поскольку на нем наносится графика. Если же есть фото или боковик обеих сторон, то рисуются оба вида и в инструкцию уже идут оба вида.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Каждый вариант обычно рисую от простого к сложному. Сначала ОЗ, потом коды, серийные номера, надписи, в самом конце графику.

ОЗ обычно стандартные, что касается британцев (жесткий размер и пропорции, никаких вариаций, привязка только к времени, потому имеется вариант до 1941 года, с 1941 по 1945 и после 1945) и американцев. У немцев немного вариаций, в основном несколько стандартных. Сложнее с советскими звездами, поскольку до 1943 года было много вариантов рисования звезд. И без окантовки, и с черной окантовкой, и с одинарной белой окантовкой, и с двойной бело-красной окантовкой, причем ширина белой окантовки могла быть как узкой, так и широкой. Рисовали и т.н. кремлевские звезды. Потому тут единого стандарта нет и надо ориентироваться на фото.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

На ленд-лизовской американской технике звезды красили так: на фюзеляже белая звезда закрашивалась красной, причем не до конца, оставалось белая окантовка. А по внешнему краю наносилась еще и красная окантовка, потому звезды визуально выходили за круг. Круг мог оставаться синим, мог быть закрашен советским зеленым. На крыле снизу ОЗ закрашивался советским голубым, сверху - советским зеленым, причем без разницы, какой цвет камуфляжа был под ОЗ. Потому столько вариаций. Бывали случаи совсем кривых звезд, как на Hurricane IIb, и приходилось для достоверности безжалостно деформировать звезды.

Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1 Как рисовать декали. Технология от foxbot. Часть 1

Обсуждения (0)

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.