Сравнительная таблица камуфляжных окрасок от Сергея Сазонова

Сравнительная таблица камуфляжных окрасок от Сергея Сазонова

Сравнительная таблица камуфляжных окрасок от Сергея Сазонова
Сравнительная таблица камуфляжных окрасок RLM немецких ВВС и их аналогов в других палитрах.

Люфтваффе применяла для окраски своих самолетов стандартный ряд красок RLM (Reichsluftfahrtsministerium), обозначавшихся порядковым номером. Соответствующими документами было определено, какие краски должны были наноситься в каждом конкретном случае.

Нужно сказать, что полностью тематика окраски самолетов Люфтваффе не может быть
освещена здесь по причине большого количества специальных схем окраски. Тут даны только общие положения.

В основном принципы окраски немецких самолетов сохранялись более-менее неизменными в следующих периодах: предвоенный сегментный камуфляж (до примерно 1938 г.), сегментный камуфляж 65/70/71, камуфляж истребителей (до примерно 1944 г.) и камуфляж Люфтваффе на последних месяцах войны. Самолеты поставлялись из цехов на фронт уже соответственно окрашенными, в действующих частях они перекрашивались или докрашивались в соответствии с действующими предписаниями.

Схемы камуфляжа Люфтваффе во Второй мировой войне:
 
Предвоенный сегментный камуфляж примерно до 1938 г. 61/62/63
Первые итстребители-бипланы и прототипы 02
Сегментный камуфляж (зеленый) - самолеты кроме поплавковых до
1939 г, затем преим. бомбардировщики, транспортные и штурмовики
65/70/71
3-х цветный пустынный камуфляж для Африки 78/79/80
Ночные истребители (вначале – только черные) 75/76
Истребители примерно до конца 1939 г. 65/70/71
Истребители французской кампании и битвы над Англией преим. 02/65/71
Камуфляж для истребителей 1941-1944 гг. 74/75/76
Камуфляж для истребителей 1944-45 гг. 76(84)/81/82(83)

Поскольку производство красок находилось в руках различных изготовителей и учитывая то обстоятельство, что в течении войны пришлось перейти на низкокачественные и местные заменители пигментов, постоянного точного соблюдения оттенков добиться было невозможно.

Краски реагировали также по-разному на погодные условия. На основании имеющихся черно-белых фотографий нельзя однозначно определить, какие поверхности окрашены в схожие оттенки серого цвета, напр. RLM 65 и RLM 65 A. Цветные фотографии периода Второй мировой также подвержены достаточно сильным смещениям цвета. Еще более запутывающим обстоятельством является то, что на последних месяцах войны для камуфляжа почти повсеместно использовались первые попавшиеся под руку краски (разрешено было, к примеру, смешивать заново произведенные и старые краски в пропорции 1:1).

Для моделиста это означает, что в действительности нет "правильного RLM xx" цвета, это справедливо в первую очередь для более поздних оттенков RLM 81/82/83, для них даже не существовало никаких официальных цветовых образцов. Для создания современных цветовых карт использовались оригинальные детали, окрашенные в соответствующий цвет. Поэтому на точность определенного RLM-оттенка вышесказанное влияет непосредственно. Рекомендуется при окраске руководствоваться общим впечатлением от камуфляжа на фотографии (соотношением тональности, яркости и контраста цветовых пятен).

Такие фирмы-производители красок как GUNZE, TESTORS, JPS-COLOR, LIFE-COLOR и пр. имеют RLM-оттенки под соотв. номером в своей программе. Эти краски должны использоваться также с известной осторожностью, однако все-же это лучший выход, чем краски от HUMBROL, REVELL и т.п., которые не соответствуют RLM-цветам. Основываясь на палитре RAL фирма GUNZE выпускает группу красок для моделей самолетов Люфтваффе (серия Gunze-Nr. H-4xx), которые по общему мнению достаточно точно воспроизводят RLM-оттенки и прекрасно наносятся аэрографом.

Пояснения к таблице соответствия цветов:

Нижеследующая таблица содержит все известные RLM-краски, RLM 84 не указана, поскольку официально не существовала, как и RLM 99. RLM 00 соответствует прозрачному лаку. Все краски RLM в документах указывались только по номеру, цветовых характеристик не приводилось. Для некоторых красок известны цветовые варианты, их количество приведено в графе Ц.ВАР. В основном отличия являли собой более светлый или темный оттенок за исключением RLM 81. По FS это коричнево-фиолетовый оттенок, который можно видеть на многих цветовых профилях, он наносился предположительно только в полевых частях, другие варианты RLM 81 представляют собой скорее оливково-зеленую краску. Соответствующие номера для вариантов красок по FS не приведены, поскольку в различных источниках наблюдается несоответствие (один и тот-же вариант в одном источнике темнее, в другом - светлее).

К сожалению, некоторые оттенки при переходе с FS-595a на FS-595b пропадают – они маркированы голубым.

Для определения оттенков по FS-595b использовался очень надежный источник «The Official Monogram Painting Guide to German Aircraft 1935 – 1945», в котором приведены оригинальные цветные образцы немецкого института красок RAL, соответствующие RLM-цветам. Они сравнивались с цветовыми образцами FS-595b, после чего им ставился в соответствие номер по RLM. Почти все краски по FS имеют очень небольшие цветовые и тональные отличия от оригинальных. Те краски по FS, у которых отличия более значительные, маркированы желтым цветом.

Цвета по RAL взяты из источника «Oberflächenschutzverfahren» (Методы нанесения защитных покрытий) где номерам по RAL поставлены в соответствие краски Revell и Humbrol (если таковые точные совпадения присутствуют), они выделены в таблице зеленым цветом. Некоторые краски Humbrol, приведенные в таблице пересчета цветов из Humbrol Authentic Colors, на поверку немного отличаются от оттенков по RAL и Revell – они выделены красным. Не имеющие никакой маркировки краски RLM имеют наиболее точное соответствие по FS-595b.

Примечание к RLM-79: вначале в Африке применялась песочно-коричневая RLM-79, позднее – песочно-желтая RLM-79, которая была немного светлее. Более темный вариант RLM-79 производился скорее всего в Италии.

Примечание к системе нумерации по FS: 1xxxx = глянцевая, 2xxxx = шелковисто-матовая, 3xxxx = матовая. Поэтому, к примеру, матовая 34138 не обязательно существует как полуматовая или глянцевая.

Рекомендации к подготовке красок с учетом масштабирования:

Еще одно обстоятельство, которое влияет на окончательный выбор оттенка – т.н. «эффект масштаба». Маленькая модель рефлектирует меньше света, чем большая и значительно меньше, чем оригинал. Поэтому окрашенная в оригинальные увета модель выглядит всегда темнее. Для выравнивания впечатления к основному цвету необходимо примешать некоторое количество белой краски. Это, конечно очень спорная тема, в США и на Европейском континенте процент рассчитывают по формуле:

МАСШТАБ / 2 = % процентные части белой краски к базисной краске
Например: 1:72 > 72:2 = 36% белой, 1:32 > 32:2 = 16% белой.
Этой формулой при очень малых (до 1:144) и больших - от 1:24 пользоваться не рекомендуется.

Она считается классической и приведена в «The Official Monogram Painting Guide to German Aircraft». Английские моделитсты предпочитают более темные краски (по Ian Huntley):
1:32 - 7%, 1:48 - 10%, 1:72 - 15%, 1:144 - 23%

(Scale Aircraft modelling Vol. 5 / Nr. 10)

Обсуждения (0)

Please login to leave a comment.

Top